Раздел о далеко не массовой музыке и о людях ее творящих. Здесь вы не повстречаете ничего популярного, но, может быть, откроете для себя что-то новое, имена или музыку, которую можно слушать и в часы радости и в минуты печали.

NICK CAVE

Уж толком и не припомню когда впервые в мои руки попала кассета с его музыкой, а только когда на экраны вышел фильм "АССА" и Бананан упоминал о Нике Кейве, для меня это не звучало как неожиданность. Да, первая кассета - с нее все и началось, небыло толкового знания английского, чтобы понять всю красоту его поэзии, но была музыка и что более важно бешенная энергетика. А все это вместе взятое способно очаровать кого угодно, в особенности тех, кому в школе не успели поставить клизьму "полезных и нужных" знаний. Конечно же, прежде чем выкладывать что-то о Нике, я обшарил в нете не один сайт о нем, а их великое множество. На мой взгляд самый фанатичный и отличный сайт у югославского паренька, так что если вы владеете ангельским языком загляните к нему. А если охота на родном почитать, то судите сами.....

 

Николас Эдвард Кейв родился 22 сентября 1957 года в городишке с труднопроизносимым названием Уорракнейбел под Мельбурном. Родители — провинциальные интеллигенты: мать — библиотекарь, отец — учитель английского. В семье еще два старших брата и младшая сестра Джулия. Учился Николас в обычной мельбурнской школе, после уроков посещал школу художественную. Обучениеискусству живописи принесло неожиданные плоды. Вместе с Миком Харви, также постигавшим азы этого искусства, они сколотили рок-группу. Кейв начал осваиваться в незнакомом мире музыки. Вряд ли он вспоминает с удовольствием о своих первых музыкальных опытах, но признанный мэтр может себе позволить подобные откровения. Он признается, что писал “чудовищные стихи, худшее из того, что можно себе представить”. Научившись брать несколько аккордов на рояле, он пытался соединить свою ужасную поэзию с не менее ужасными мелодиями. Получались “самые плохие песни всех времен и народов”. Карьера профессионального музыканта началась в конце 70-х, когда уже поднабравшиеся опыта Ник Кейв и Мик Харви организовали панк-группу The Boys Next Door (“Соседские ребята”) и выпустили альбом Door Door. Им повезло. Записанная на этой пластинке песня Shivers (“Мурашки”) прозвучала в фильме “Космические псы”. Соотечественники кино полюбили, и песенка стала популярной. В то же время в Австралии начался панк-роковый бум. На весь Мельбурн приходилось всего четыре или пять панк-команд, поэтому “Соседские ребята” давали три-четыре концерта в неделю, собирая за вечер до пятисот фанатичных поклонников. Ник Кейв уже тогда выделялся из пестрого сообщества панк-рокеров. Воспитанный в благопристойной религиозной англиканской семье, он активно насыщал музыкальные произведения библейскими темами и образами. Конечно, он никоим образом не относился к разряду маргинальных деклассированных люмпенов и стал бунтарем по собственной прихоти. К двадцати одному году крепко подсевший на героин Ник был лучше знаком с негативными и разрушительными, нежели созидательными силами. “Соседские ребята” вели себя в точном соответствии со сложившимся стереотипом — агрессивно и прямолинейно. Они представляли собой образец расштампованной модели еще и потому, что пока не могли освободиться от влияния музыки англо-американских старших коллег. Кейв впоследствии отомстил продюсеру альбома Door Door, назвав его “редким козлом, пожелавшим слепить из панк-рока “Ребят” коммерческий пауер-поп”. Увы, музыканты еще были слишком молодыми и глупыми, чтобы диктовать свои условия.

Когда-то я шел по узким улицам этим, Топтали которые прежде тысячи ног, С гитарой своею в руках, Как понял внезапно, что имя мое никому не известно... The Singer

Лишь в 1979-м, перебравшись в Лондон и сменив название группы на The Birthday Party, они выросли в один из самых влиятельных и уникальных музыкальных коллективов на постпанковой сцене. The Birthday Party записывают два прекрасных альбома, Prayers On Fire и Junkyard, и несколько ЕР. К группе присоединяется лидер немецких индустриальных арт-террористов Einstuerzende Neubauten по имени Бликса Баргельд. Но звездный период закончился, едва начавшись. В 1983-м группа, исчерпав творческий потенциал, распадается. Барабанщик Фил Калверт уходит к боуиобразным Psychedelic Furs. Колоритной внешности басист Трейси Пью возвращается в родную Австралию, где через несколько лет умирает. после эпилептического припадка. Гитарист Роуланд С. Ховард создает свою группу Crime & The City Solution. Ник Кейв впадает в депрессию? Не знает, что делать дальше? Не тут-то было. Вместе с верным Миком Харви и своей подружкой Анитой Лэйн он перебирается в Западный Берлин, на этот маленький островок фантасмагорической декадентской культуры. Местная жизнь была такой богатой и разнообразной, ветер перемен так тщательно выметал отсюда мусор устаревших понятий и представлений, что лучшего места для того, кто решил перевернуть мир с ног на голову, было не найти. Здесь рождались самые сумасшедшие идеи Дэвида Боуи, Лу Рида, Игги Попа и Брайана Ино. И в Берлине Кейву удалось сделать то, о чем раньше только мечталось. Он собрал группу, которая уже почти полтора десятка лет владеет умами и душами молодых (и не очень) лунатиков по всему миру, — The Bad Seeds. Первый альбом, From Her To Eternity, вышел в 1984-м. Одно только перечисление людей, приложивших свои руки, а также уши, губы и души к записи альбома, способно повергнуть в шок даже бывалого меломана: Ник Кейв, Мик Харви, Анита Лэйн, Бликса Баргельд. Ударника Томаса Вайдлера специально рекрутировали из немецкого инструментального состава Die Haut. Бас-гитарист Барри Адамсон, импозантный темнокожий джентльмен, прибыл из распавшейся годом раньше английской группы интеллектуального панка Magazine. Присоединились, еще более усилив творческую мощь команды, певец и гитарист Хьюго Рэйс и земляк Ника — Зародыш, совершенно безумный человек, радикальный музыкант-мультиинструменталист, продюсер, работавший с Neubauten, Coil, Nurse With Wound и, позже, с Nine Inch Nails. Тексты последующих альбомов — The Firsborn Is Dead (“Первенец мертв”) и Your Funeral... My Trial (“Твои похороны... Мой суд”) — Ник Кейв не счел самодостаточными и использовал как основу, когда перешел к очередному этапу творчества — написанию книг. В романе And The Ass Saw The Angel писатель Кейв рассказывает миру историю криминального идиота, преследуемого толпой линчевателей. Прекрасные рецензии и перевод на десять языков — профессиональные литераторы, вероятно, скрежетали зубами от зависти. А Кейв не удовлетворился. Он опубликовал книгу стихов под названием King Ink и почти одновременно с этим снялся в фильме Ghosts... Of The Civil Dead, где сыграл роль заключенного. Ник никогда сознательно не делал ставку на скандал, но вся его жизнь, все, что он делал, публика расценивала как чистопородный эпатаж. Так случилось и с кинофильмом. Американские блюстители нравов запретили его показ и видеотиражирование. Однако прорыв в кинематограф остановить не удалось. The Bad Seeds предоставляют свои песни Виму Вендерсу, который превращает их в замечательные саундтреки к своим фильмам: “Крылья желания” (“Небо над Берлином”), “Так далеко — так близко”, “До самого конца света”. Ника Кейва больше не волнует панк-роковая эксцентричность. Он делает альбом Kicking Against The Pricks, состоящий из уникальных версий классических блюзовых номеров.

Эй, Джо, куда ты собрался с ружьем в руках? Эй, Джо, куда ты собрался с ружьем в руках? Я должен застрелить мою бейби, я застукал ее с другим мужиком. Hey,Joe

Австралия. 1987 год. Рок-джанки андерграунда Ник Кейв прибывает в аэропорт Мельбурна, чтобы сыграть в “ужастике” убийцу-маньяка. Поп-звезда Кейли Миноуг улетает покорять Европу, в ее багаже — аккуратно упакованный первый из двадцати восьми топ-синглов. Тогда их пути не пересеклись, и встретились они лишь через восемь лет. Кейв прислал ей слова песни Where The Wild Roses Grow. Кейли, словно только этого и ожидала, тотчас бросила все сиднейские дела и с помощью воздушных авиалиний перенеслась через океан, прямиком в звукозаписывающую студию. Позже они сделали видеоверсию этой песни. Зловещий, психопатичный Ник (таким он представляет себя, по крайней мере, в клипе) и нежный ангел Кайли. Самая знаменитая легенда об этом дуэте гласит, будто Кейв, большой любитель экстравагантных выходок, заполнил весь бассейн, изображавший некий водоем, шампанским, для того чтобы девушке было приятнее изображать утопленницу. Клип получился очень стильным. Счастливым ли был их роман — неизвестно. Зато известно, что после выхода в 1988-м Tender Prey Кейв переезжает из Берлина в бразильский город Сан-Пауло, где во время турне встречает Вивьен Карниеро, будущую мать своего сына Люка. Я вижу зелень деревьев и красные розы. Я смотрю, как они цветут для меня и тебя. И я думаю про себя: “Что за чудесный мир”.

Я вижу синеву неба и белые облака, Ясный благословенный день и темную священную ночь. И я думаю про себя: “Что за чудесный мир”. What A Wonderful World

Экзотичная атмосфера Бразилии заметно повлияла па музыку следующего альбома:—The Good Son. Рваные ритмы, озлобленные интонации сменились мелодичностью. Немало помог в этом и приглашенный в The Bad Seeds гитарист Кид Конго Пауэре (The Cramps, The Gun Club). Музыканты работали истово и вскоре у них было достаточно материала для следующей пластинки. Правда, к моменту записи состав группы вновь изменился: Кейв, Харви, Баргельд, Вайд-лер, басист Мартин П. Кейси (экс-The Triffids) и клавишник Ко-нуэй Сэвидж. Альбом Henry's Dream — своеобразный эпос из положенных на музыку коротких новелл, мистических и диких. Людям, склонным к мечтательности и воспринимающим только незатейливые ритмы сладкоголосых исполнителей, такое слушать противопоказано. Может расшатать нравственные устои. Кейв еще раз доказал, что неспособен стоять на месте, творить в однажды избранном контексте. Это был, наверное, первый серьезный коммерческий успех Ника Кейва, хотя сам он остался недоволен результатом: “Отличные песни, оригинальная концепция — нам хотелось создать настоящий шедевр, а продюсер превратил все это просто в хороший рок-альбом. Звучание должно было быть предельно грубым, жутким и агрессивным, с использованием преимущественно акустических инструментов, но, к сожалению, продюсер мыслил слишком стереотипно. Хороший рок-альбом — этого нам хотелось меньше всего!” По горячим следам выходит сборник концертных выступлений за 93-й год — The Live Seeds, где предпринимается попытка восстановить первоначальную концепцию Henry's Dream (большая часть песен — с этого альбома). Таким образом Nick Cave And The Bad Seeds отпраздновали свой десятилетний юбилей. Весной 1993-го Ник, освободившийся от пятнадцатилетнего печального пристрастия к героину, поселился в Лондоне. Он стал отцом и почти совсем забыл про алкоголь. Он начал серьезно работать, что, по его мнению, было совершенно невозможно в Бразилии. В следующем, 1994 году вышел альбом Let Love In (“Впусти любовь”). Кейв разрушает привычное представление о том, как следует воспевать великое чувство. Звуки тяжелые, словно камнепад. Замогильный голос из хаоса преисподней. Может, это перекошенное в корявой усмешке лицо смерти, наблюдающей за земными страданиями

Ступай, сын, спустись к воде. Увидишь, как плачут женщины там. Потом поднимись в горы И увидишь, как плачут мужчины. — Отец, почему они плачут? — Они оплакивают своих мужчин... — Тогда почему все мужчины плачут — Они плачут им в ответ... The Weeping Song

Напряженный поиск новой вершины, достойной покорения именитым музыкантом, наводит Ника на мысль о противоречивости собственного творчества. Он задумывает навсегда покончить с эклектикой и заодно поупражпяться в самоэкзорцизме, что, по мнению многих, является одной из основных побудительных причин всей его деятельности. Кейв решает собрать самые кровавые песни, которые он не осмелился включить в предыдущие альбомы, и объединить их с новыми вещами в большое концептуальное произведение. Так в 1996-м выходит “великий и ужасный” альбом Murder Ballads. Все номера этого альбома посвящены насильственной смерти, убийцам-маньякам и драме преступления, в том числе самая длинная песня The Bad Seeds — O'Malley's Bar, звучащая около четверти часа, и дуэты с Кайли Миноуг и Пи Джей Харви. Причем Полли, давней поклоннице Кейва, в балладе Henry Lee досталась роль убийцы, а Кайли, до записи знавшей о Нике только понаслышке, — роль жертвы в Where The Wild Roses Grow. Ник Кейв превзошел самого себя. Очевидно, он выплеснул на слушателей весь свой заряд смертоносной энергии — слава Богу, энергии творческой. На этом альбоме по злой воле автора лишаются жизни 75 персонажей песен. Абсолютный рекорд в истории рок-музыки. Если же отвлечься от этого печального обстоятельства, то сами баллады превосходны. Мелодичны, с красивейшими голосовыми модуляциями и мистическими интонациями. Есть в этих композициях что-то запредельное, уводящее от обыденности — то, что более всего ценят в произведениях Ника Кейва его фанатичные поклонники, а оно исключительно

На третий день он повел меня к реке. Он показал мне розы, и мы поцеловались. И последнее, что я услышала, было то, Как он с улыбкой что-то пробормотал, Встав на колени и держа камень в руке... Where The Wild Roses Grow

Горы трупов и реки крови, естественно, помогли Murder Ballads стать самым известным и популярным альбомом Кейва. Песни с него стали хитами и звучали на всех радиостанциях нашей страны. Да и, пожалуй, весь мир был охвачен синдромом “кейвомании”. Последним “сломалось” MIV, выдвинув Ника Кейва на звание “Лучший мужской исполнитель 1996 года”. Номинант перенести этого не смог, ему претит земная слава. Невероятно популярный и одновременно замкнутый, нелюдимый человек, суперпрофессиональный и перманентно пытающийся выйти за пределы возможного музыкант, Ник Кейв отправил персоналу MTV вынужденное послание: “Всем на МТV. Мне хотелось бы начать с благодарности всем вам за поддержку, которую вы мне оказывали в последние годы, и я одновременно благодарен вам за выдвижение в номинации “Лучший мужской исполнитель” и польщен этим. Эфирное время, предоставленное для трансляции дуэтов с Кайли Миноуг и Пи Джей Харви из моего последнего альбома Murder Ballads, не осталось мною незамеченным, и я выражаю но этому поводу глубокую признательность. Еще раз — моя искренняя благодарность. Говоря это, я чувствую необходимость в просьбе адресовать мою номинацию на “Лучшего мужского исполнителя”, как и другие награды и номинации на награды, которые могут появиться в будущем, тем, кто чувствует себя более комфортно в обстановке конкуренции, царящей на этих церемониях награждения. Я себя таковым не считаю. Я всегда придерживался мнения, что моя музыка уникальна и индивидуальна и существует вне владений, унаследованных теми, кто все сводит к примитивному подсчету. Я ни с кем не соревнуюсь. Мои отношения с Музой слишком нежны, чтобы не чувствовать обязанности защищать ее от пагубных влияний, способных оскорбить ее хрупкую природу. Она пришла ко мне с даром песни, и взамен я одарил ее уважением, которого она заслуживает, — в нашем случае это означает не делать ее предметом унизительного судилища и соперничества. Моя Муза — не скаковая лошадь, а я не участвую в бегах, а если бы она и была ею, то я и тогда не впряг бы ее в эту колесницу — эту чертову повозку для сорвиголов, мчащихся за сверкающими наградами. Моя Муза может исчезнуть! Может убежать! Может покинугь меня навсегда! Поэтому — еще раз, всем работникам MTV: я высоко ценю то рвение и ту энергию, которые были затрачены на поддержку моей последней работы, я еще раз это подтверждаю и благодарю вас снова, и снова, и снова, но... спасибо, нет. Искренне Ваш, Ник Кейв. 21 октября 1996 года”. Новый альбом Nick Cave And The Bad Seeds — The Boatman's Call лиричен и грустен. Привычные библейские образы просветляются и приобретают отчетливо эсхатологический оттенок. Возможно, такой поворот в творческом настроении Ника Кейва вызван его участием в записи альбома самой эзотерической английской группы — Current 93.

Я не верю во вмешательство Бога-интервента. Но я знаю, дорогая, что ты веришь. И если бы я поверил, то встал бы на колени и попросил Его Не вмешиваться, когда дойдет черед до тебя, Не трогать и волоска на твоей голове, Оставить такой, как есть. А если Он чувствует, что должен направить тебя, То пусть направит тебя в мои руки... Into My Arms

История продолжается...

 

 

Created by pOint studiO © 2000

музыка I синема I хроники I литера I шедевры

Hosted by uCoz