Раздел Хроники построен по принципу: Что увидел, где побывал, о том вам рассказал. В общем мир глазами туриста, а не с рекламных проспектов.

АМСТЕРДАМ

И, в самом деле, что все эти рекламные плакатики могут нам поведать, какими бы откровенными и порою правдивыми они ни были :-))), как например этот, отражающий трансформацию девушки до и после поездки в чудо городок

 

Нет братцы, нутром чувствую, что о увиденном необходимо писать. Однако ловлю себя на мысли, что и написать можно по разному. Например лаконично: С одной стороны улицы — дома, и за их большими окнами нижнего этажа, похожими на витрины магазинов, маленькие комнатки проституток, что сидят в одном белье у самых стекол в креслицах, выстланных подушками. Они напоминают больших скучающих кошек.Другую сторону улицы занимает огромный готический собор четырнадцатого века.Между миром проституток и миром Божьим, как река меж двумя империями, разливается резкий запах мочи.От старого готического стиля внутри собора остались лишь высокие голые белые стены, колонны, свод и окна. На стенах — ни одной картины, нигде ни одной статуи. Собор пуст, как спортивный зал. Лишь посреди него большим четырехугольником расставлены ряды стульев, окружающих миниатюрный помост со столом для проповедника. Позади стульев - деревянные кабины, ложи для богатых семейств горожан.Эти стулья и ложи стоят здесь без учета формы стен и расположения колонн, словно возжелали выразить готической архитектуре свое равнодушие и презрение. Уже столетия назад кальвинистская вера превратила собор в обыкновенный ангар, единственным назначением которого стало оберегать молитву верующих от дождя и снега.

А можно совсем просто и доходчиво, а потому, как мне кажется, наиболее интересно: Среди многонациональной хипни и международных клюшек еще в 70-е годы бродили слухи о вольном граде АМСТЕРДАМЕ где (якобы) старинные дома растут вкривь и вкось подобно грибам, все ездят на велосипедах и легализованы наркотики. Вот и решил я (лучше поздно, чем никогда) своими глазами во всем удоестовериться, и ломанулся в Амстердам. Истинно свидетельствую: домики имеются - куда там знаменитой падающий в Пизе башне... Подумаешь, одна башня накренилась, а шум на весь свет. Тут вся Голландия в разные стороны валится и при этом полная спокуха, подправляют себе потихоньку. иногда даже бревнами подпирают (сам видел). А что поделаешь - море подмывает Нижние Земли, и держатся они не на плаву, а на голландцах, дружелюбных и трудолюбивых людях. И, действительно, - море велосипедов. Велик в Амстердаме - основной и привилегированный вид транспорта, велосипедисты (по нашим понятиям) совершенно обнаглевшие. Носятся по улочкам и каналам на старых ободранных велосипедах, которые стоят крайне дешево, постоянно похищаются и перепродаются. У Центрального вокзала припаркованы тысячи двухколесных ветеранов. А вот насчет наркотиков вранье, hard drugs в Нидерландах заприщены (хотя не так лихо как в совке) . Разрешены официально препараты конопли, то есть марихуана и гашиш во всех видах, а они наркотиками не являются, так как не вызывают физической зависимости и вред их для организма не доказан. Напротив, многие интузиасты конопли утверждают, что от нее, окромя пользы, никакого вреда. A spliff a day keeps a doctor away - в день косяк и без доктора ништяк. В Голландии начисто отсутствует антинаркотическая истерия, хотя своих детей голландцы любят не чуть не меньше, чем другие народы. Может, даже больше, поскольку относятся к приколам детей терпимее, чем американцы или русские. Об Aмстердаме трудно писать последовательно и обстоятельно. ПОЭТОМУ эти заметки имеют несколько сумбурный характер. С позволения сказать, поток сознания на Амстердамскую тему. Заметки о странном (или нормальном?) государстве, в котором легализирована трава. В Голландии широко практикуется выращивание и селекция конопли психоделических сортов как в парниках так и в домашних условиях. Торговля продуктом происходит открыто и цивилизованно. С одной стороны, это вполне мудрая и либеральная политика народа с древнейшими в Европе демократическим традициями, с другой - great attraction для иностранцев выгоднейший туристическии бизнес. Каннабис продается и потребляется в сотнях (безо всякого преувеличения) мелких частных заведениях, именуемых почему-то кофе-шопами. Кофе-шопы наиболее сконцентрированны в историческом центре Амстердама, но имеются и в других районах. Кофе в этих лавочках зачастую отсутствует, но всегда есть выбор марихуаны и гашиша, нидервида ( то есть травы местного произрастания) , так и сортов привезенных из Непала, Кашмира, Таиланда, Афганистана и прочих экзотических краев. Вам также могут предложить cosmic tea и чай из конопли или space cake и кусок торта с аналогичной начинкой. Чай бодрит, а пирог отправляет в путешествие. Заинтересованному посетителю демонстрируются альбомы с образцами товара, похожие на альбомы серьезного коллекционера. В некоторых кофе-шопах алкоголя не держат из принципиальных соображений, а сок выдавливают в стакан прямо из апельсина - прикол ко всему натуральному. Обычно продукт можно приобрести как взвешенными порциями в полиэтиленовых пакетиках, так и "по-косячно", но особо крутые купцы почитают для себя недостойным занятием отдельными джойнтами. Иногда продаются семена и разнообразная литерату по вопросам конопляного хозяйства. Впрочем, я видел молодых людей, раздающих Семена на улице бесплатно, своего рода демонстрация - мол grow your own in your country, чего ушами хлопаете! В некоторых магазинах широкий выбор литературы о психоделиках, в том числе и книги уважаемых Теренса Маккенны, Тимоти Лири, Алесандра Шульгина, Стэна Грофа и других. Я уже не говорю об обилиианашно гашишных аксесуаров; кальянов ("бурбуляторов). Самой разнообразной формы и конструкции. трубок и трубочек, шкатулок и коробочек для хранения конопляных препаратов и прочая, и прочая. Смотреть на эти примочки просто надоедает. Во многих кофе-шопах можно увидеть предупреждение No Drug Dealing Уличным мелким пушерам коих в Амстердаме несметное количество, в травяные лавочки вход воспрещен, поэтому иногда можно наблюдать, как горе-торговцы с презабавными гримасами делают с улицы знаки посетителям кофе шопа. Реагировать на эту жестикуляцию не особенно рекомендуется - скорее всего искателя необычных каифов просто кинут. Be careful in Amsterdam - заботливо напутствовала нас белокурая хозяйка одного из кофе-шопов всякий раз, когда мы покидали ее заведение. Амстердамские жулики, карманники и попрошайки ни в коей мере не опасны для жизни "гостей города", но с бабками расстаться помогут легко, если зазеваться или слишком довериться. На дверях некоторых супермаркетов я видел плакаты на нескольких языках предупреждающие что следует опасаться карманников. Что то не могу себе представить подобного обьявления в Германии или Совке. Способы уличного мошенничества в отношении доверчивых туристов многообразны, на данную тему можно написать даже отдельное исследование. Но прежде всего наслаждение, в кофе-шопах продаются только конопляные продукты, иногда еще грибы-строфарии( также выращенные в домашних условиях по заветам Маккенны) и некие психоделические афродизиаки (сомнительного, впрочем, качества). Кофе-шоп, уличенный в торговле сильными наркотиками, немедленно закрывается без права возобновления лицензии. Нелегальные пушеры ( чаще всего азиатского или африканского происхождения) назойливо предлагают экстэзи, ЛСД, кокаин,методонт и т.д. Возможны следующие варианты: 1. Дашь бабки вперед и больше диллера не увидишь. Но это, простите,совсем на лохов ловушка 2. Получишь старый аспирин с сахарином, да еще из грязного кармана. Если не пронесет, извините за реализм, то считай, что просто зря деньги потратил, но без неприятных последствий. 3. Возможно и вполне серьезное отравление с попаданием в больницу, при этом неизиестно, кто будет платить за лечение отважного экспериментатора. 4. Возможен и в самом деле сильный и неожиданный сдвиг восприятия реальности. Сдвиг малопредсказуемый, так как неизвестно, что все таки за вещество подсунули. It’s your choice to try. Полиция мелких пушеров без особой нужды не прихватывает. Как-то ночью на одном из многочисленных каналов к нам приставал (навязчиво, но не агрессивно) черный пушер, уговаривая ку-пить у него гашиш (а это просто cмешно, учитывая, что хэш можно приобрести легально, да еще придирчиво выбрать из двух десятков сортов). Проезжающий мимо на велосипеде полицейский (патрульные машины отнюдь не всегда удобны и эффективны в лабиринте улочек и каналов) лишь сказал мне: "Ве Сareful, sir", а пушеру не сказал ничего... Вполне надежно лишь то, что легально. Кофе-шоп, торгующий некачественным товаром, мгновенно прогорел бы в условиях конкуренции, ведь таких лавочек, повторяю, сотни. Стилистика кофе шо-па, включающая и стенную росписи, п музыку, зависит целиком от вкуса хозяев. Наверное, больше всего "растаманских" заведений с красно-желто-зелеными флагами, портретами Боба Марли и музыкой реггей. Алкогольв подлинно растаманских лавочках не продается. Имеется шахматныйкофе-шоп, где обкуренные интеллектуалы прикалываются переставляя надоске фигуры, кофе-шопы любителей Дорз, кофе-шопы в духе американского Дикою Запада. Есть кофе-шоп "Сибирь", однако, ни маньчжурской, ни хотя бы алтайской травы в нем не обнаружилось (да и хрен с ней, зато всегда в продаже сенсимилья). Некоторые травяные заведения оформлены весьма эклектично -на стенах, и римские патриции, и египетские жрецы, и прерийные индейцы, и японцы, и индусы. В целом, "кофс-шопный дизайн" оставляет впечатление старательного самопала, но это естественно, ведь речь идет о мелком частном бизнесе, в котором заняты преимущественно молодые люди. (Впрочем, за прилавком можно увидеть и солидного седого бородача с мудро-снисходительным выражением лица). Мастера кисти, готовые за несколько джойнтов кое-как разукрасить стены, в городе всегда найдутся. Во многих заведениях имеется "счастливый час', когда можно получить два джойнта по цене одного. Обычно это время с 9 до 10 ти утра - то есть, если приперся шабить в такую рань, то имеешь шанс обдолбаться на весь день сильнее, чем рассчитывал. Псилобициновые грибы вроде и не легализованы вполне, но и не запрещены. Да и что. в самом деле за чушь - запрещать некие естественно произрастающие грибы, вред которых ничем неподтвержден? В Голландии многие выращивают магические грибы- кто по приколу, для собственного пользования, а кто на продажу. Похоже что конопля основательно потеснила в парниках традиционные тюльпаны, во всяком случае тюльпанов продается довольно мало. А травы довольно много. Ну что то я совсем перемкнулся на одной теме. Амстердам всегда был торговым городом. Корабли возвращались доставляя не только заморские товары, но и новые идеи, манеры, культы и приколы, да и людей иных рас, для которых толерантный Амстердам быстро становился родным домом. На голландское искусство (особенно прикладное) значительное влияние оказала культура Китая и Японии, в чем легко убедиться, посмотрев на бело-голубые дельфтские "изразцы . (вспомним изразцовые голландские печи, популярные в России 18-19веков). Естественно. уже начиная с 16-17 веков ввозились и разнообразные экзотические снадобья для путешествий сознания. Лишенные всякого догматизма и ксенофобии голландцы не запрещали подобных экспериментов, как не запрещали и чужих религий - сами достаточно натерпелись от испанцев, пытавшихся костром и мечом сохранить власть католицизма над душами обитателей Нижних Земель. Кстати, отношение к Римскому первосвященнику в Амстердаме своеобразное - на каждом углу продаются открытки "Па-па Курит Траву, на которых изображен довольный Иоанн Павел со здоровенным джойнтом. Собственно ритуальное употребление психоделических веществ являлось и частью народной магической тради-ции. подпольно сопротивлявшейся католицизму. А уж повеселиться и оттянуться в полный рост голландцы все-гда любили. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на картины Брейгеля, да и других нидерландских и фламандских художников. По современным понятиям Амстердам не так уж велик, хотя и не мал... Город распространяется неправильными кольцами с севера, от моря и Центрального вокзала, и по мере удаления от центра, постепенно меняется архитектура, но неизменно присутствуют каналы, отражения, мосты (и кофе-шопы, естественно). Названия улиц - самые разнообразные: есть совершенно непонятно-голландские, есть улица Микеланджело, площадь Рембрандта, Новая улица Ван Дейка, но кажется нет старой, площадь Ватерлоо, улица Минервы, улица царя Петра, улица Россия. Многие голландцы способны в нужный момент сказать несколько вполне осмысленных фраз по-русски, что меня со вершенно поражало. Если в Германнии меня принимали то за ирландца, то за скандинава, то за американца (говорил-то я в Германии по-английски), то амстердамцы безошибочно определяли мое происхождение (по акценту и базарам между собой). Похоже, что жители этого города в той или иной степени владеют всеми важнейшими языками. Про английский и говорить нечего - в Амстердаме было бы даже неприлично спрашивать "Do you speak English". можно сразу гнать на британском наречии (впрочем, произношение в Голландии своеобразное - очень мягкое, но это отдельная тема). На вывеске одного кафе я видел изображение царя Петра в боярской меховой шапке и с густой бородищей - то ли стебаются голландцы над саардамским плотником, то ли действительно не знают, что император-реформатор на родине всю знать под голландцев рядил. Некоторые молодые голландцы в свою историческую очередь культурного обмена перенимают растаманский имидж. Светлые густые волосы, заплетенные в многочисленные косички, производят впечатление снопов пшеницы, льна, соломы или, точнее всего, пышных конопляных веревок. Естественно, очень много и аутентичных черных растафариан. Множество магазинчиков с растаманской символикой и сувенирами (таких лавочек, правда, много и в Германии). Портреты Боба Марли встречаются примерно с такой же частотой, с какой у нас в совдеповские времена попадались изображения Ильичей. Музыка рэггей звучит повсеместно. Но над Амстердамом явственно звучит и некая собственная музыка, вернее, возникающий время от времени характерный ритм, несколько отстраненный и романтический. На этот ритм могут накладываться и полу попсовый женский вокал, и джазовая импровизация и звуки ситара, и полная инструментальная психоделия... Одна из местных радиостанций передает именно такую, кислотно-грибную музыку. Водителям за рулем я бы ее слушать не рекомендовал - можно влететь в канал (особенно учитывая, что некоторые части набережных никак не огорожены, а вода почти в уровень с улицей). Все в Амстердаме все как-то естественно и по-человечески, хотя местами и дорого. а соблазнов - шквал. Будь проще в своих запросах, и в Амстердаме продержишься, если, конечно, город не выпихнет тебя сам. Гильдены (именно так произносят, местные жители) падают с серебристо-голубого неба только в сказках. Кстати, слово "гилден" дословно переводится как "золотой". По городу слоняется множество зачарованных раздолбаев, аскающих у иностранцев по золотому. Следуют попытки втюхать "экстези". После нашего отказа от "сомнительной сделки" амстердамский бомжик еще долго плелся следом, бормоча: "Anyway ypu have to try it someday-. It-s so beatifull!!!" Подлинная любовь к "экстези" светилась на его помятом лице. Видимо, некоторые из опустившихся местных бродяг первоначально просто заблудились в этом городе, приехав когда-то глотнуть воздуха свободы и сенсимильи. На случай встречи с обдолбанными "гостями города" (а эти гости встречаются на каждом шагу) у каждого уважающего себя амстердамского бродяги найдется в кармане какая-нибудь грязная пилюля. В принципе, здесь может жить любой человек, если он находит себе не сколько гильденов Just for food и не очень достает других. Много смешанных в расовом отношении пар черно-белых, бело-желтых и так далее, в любых сочетаниях и любых возрастов. В одном и том же отеле могут соседствовать темнокожие растаманы, пожилые цивилы с какими-то почетными лентами через плечо, европейские студенты-хиппи, пьяные немцы -футбольные фанаты, солидные ученые, отвязные девки, прибывающие на машинах с кучей провизии и бутылок в багажниках... Иногда вообще трудно врубиться, что происходит вокруг, особенно в уикенд. Играют керамические шарманки (большие и прикольные устройства, заставляющие вспомнить некоторые новеллы Гофмана), танцуют под там-тамы тоголезы и нигерийцы, поют и играют группы южно-американских индейцев, облаченных в традиционные андские пончо, снуют вкрадчивые пушеры китайцы, проносятся на дребезжащих велосипедах девчонки в минимальных юбках, качаются искусственные фаллосы в витринах секс-шопов, отражаются в каналах разноцветные огни. Среди разочарованных хиппи начала 70-х годов был популярен клич "увидеть Амстердам и умереть", но для такого максимализма нужно поверить в травяной рай этого специального города слишком всерьез, а Амстердам достаточно самоироничен, даже самопародиен. Амстердам во многом таков, каков ты в Амстердаме, он покажет тебе то, о чем ты просишь, то, к чему ты шел по жизни... Пытаюсь представить себе, как Питер Брейгель изобразил бы современный Амстердам. Или Иероним Босх - вот был бы прикол в натуре!

“Увидеть Амстердам и обалдеть, а помирать не обязательно”.

 

 

Created by pOint studiO © 2000

музыка I синема I хроники I литера I шедевры

Hosted by uCoz