Какое там из видов искусства является для нас наиважнейшим? Правильно, кинематограф…. Как? Неужели глядя на афишу вы не догадались о чем пойдет речь? А речь пойдет о безподобном фильме Джима Джармуша "Мертвец".

О самом Джиме Джармуше Вы можете прочесть на отдельно посвященной ему странице.

Как я понимаю знакомство с его творчеством для многих, как и для меня, началось именно с фильма "Мертвец". Дальше пойдет повествование о легендарном фильме и немного о его создателе.

 

"Все Библии, т.е. своды священных писаний, суть первопричина следующих заблуждений:

Что Человеку присущи два начала, а именно: тело и душа..."(Уильям Блейк. "Глас диавола")

Фильм "Мертвец" (Dead Man) с Джонни Деппом в главной роли - это черный вестерн режиссера Джима Джармуша, рассказывающий о жизни и смерти Уильяма Блейка - не человека, перу которого принадлежит эпиграф к статье -поэта и художника, а его полного тезки - бухгалтера, приехавшего работать на дикий запад второй половины XIX века. Потратив все деньги, доставшиеся ему в наследство от отца, на билет на поезд, он прибывает в небольшой городок. Но, к сожалению, опаздывает - приглашение работать оказалось уже неактуальным, его место занято, и герой остался без денег, работы и дома. Что бы вы сделали на его месте?

"...Что Энергия, именуемая Злом, единственно от Тела; рассудок же, именуемый Добром, единственно от Души..." (Уильям Блейк. "Глас диавола")

Одно из заблуждений,свойственных тому времени. Уильям Блейк развенчивает его чуть позже словами и делом. Непонимание происходящего приводит героя к душевному кризису. "Потому, что это Америка", - говорят ему люди, которых он встречает. И даже дама, которая дает ему ночлег, держит под подушкой пистолет. Женщина гибнет минуты через три экранного времени, а Блейк убегает из города, так как на него списывают убийство. Так, поневоле, он становится знаменитым бандитом, которого жаждет пристрелить добрая половина жителей этого чудесного городка. А что ему еще остается делать? -Америка...

“…И что Господь обречет Человека на вечные муки, ибо сей уступает своим Энергиям.” (У.Блейк “Глас диавола”)

А попробуй тут не уступи, когда следом за тобой гонятся, а бежать тебе в общем-то некуда. Это понимает зритель, и это понимает режиссер, для которого "Мертвец" это не первый фильм из серии "некуда бежать". Вскоре на экране появляется очередной персонаж: индеец по имени "Никто", который по его же собственным словам "много говорит,но ничего не объясняет". Какой же вестерн без индейца? “Никто”, услышав имя героя, решает, что перед ним воскресший поэт, стихи которого он знает наизусть, становится наставником Блейка и его проводником на пути к смерти и вечности. Зрителя же на этом нелегком пути сопровождает гитара музыканта Нейла Янга. Не случайно люди называют Джима Джармуша богом альтернативного кино и наиболее влиятельным режиссером 80-х. В 1971 году, перед окончанием университета по специальности "английская литература", Джармуш посещает Францию. Будучи в Париже, он забредает в тамошнюю синематеку и в результате этого попадает домой только через год, посмотрев почти все хранившиеся там фильмы. Так и не закончив университет, он возвращается в Нью-Йорк и становица ассистентом режисера Николаса Рея, параллельно с этим участвуя в некоторых проектах Вима Вендерса. Похоже, что со временем он нашел свой стиль. Его типичный герой - человек, у которого выбивают из под ног землю. Типичный прием для режиссера: герой смотрит куда-то вдаль, как бы на то, что у зрителя за спиной, а картинка при этом медленно гаснет, переходя через черный прямоугольник экрана в новые и новые кадры. "Мертвец" - характерный джармушевский фильм, а вот сам Уильям Блейк - выходит за рамки не только фильма, но и круга героев Джармуша. Не то, чтобы он был нетипичен, просто...

“…Истина как раз в Противоположном: -Нет Человеку Тела отдельно от Души его; ибо именуемое Телом есть частица Души..." (Уильям Блейк. "Глас диавола")

И вот тут-то Блейк прав: его черно-белое мистическое путешествие на пути к истине и доказывает правильность восприятия тела как части души. Индеец-гуру, не осознавая того что делает, просто потому, что такова его природа, преподает хороший урок жизни и превосходный урок смерти Уильяму Блейку. И режиссер Джим Джармуш только о душе и говорит: его героев, как и его самого мало интересует жизнь тела. Люди стреляя друг в друга, стреляют в человеческие качества, которые им ненавистны. Поэтому герой, стреляя в своих противников, называет это поэзией, а сам, будучи бандитом, продолжает быть поэтом, а может быть, только тогда-то им и становится. В данном случае происходящее не имеет ничего общего с поэтикой убийства, свойственной американскому независимому кинематографу: все, что мы видим на экране, это скорее всего предсмертная агония души поэта. Или это все-таки не тот Уильям Блейк?

"В отсутствие Противоположностей никакого движения нет. Притяжение и Отталкивание, Рассудок и Энергия, Любовь и Ненависть насущны бытию Человека."  (Уильям Блейк. "Предварение")

Фильм пропитан цитатами Уильяма Блейка в значительно большей степени, чем эта статья. Стихами Блэйка - поэта и словами того Блейка, который приехал работать в маленький город, а также мыслями Блейка-бандита, который, будучи смертельно раненым, плыл "домой в Кливленд" в одной лодке с индейцем по имени "Никто". Не случайно говорят, что если ты не поэт или художник, то лучше держи свое мнение при себе, так как ничего нового все равно не скажешь. Джармуш, будучи поэтом сам, рассказывает про другого поэта и делает это чертовски красиво и умно.

"...Энергия и есть единственно жизнь... Энергия есть Вечное Блаженство..." (Уильям Блейк. "Глас диавола").

 

 

Created by pOint studiO © 2000

музыка I синема I хроники I литера I шедевры

Hosted by uCoz