Раздел о далеко не массовом кино и о людях его творящих. Здесь вы не повстречаете ничего популярного, но, может быть, откроете для себя что-то новое, имена или фильмы, которые можно смотреть бесконечно много раз.

Мартин Скорсезе

1969 КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ

1972 БЕРТА ПО ПРОЗВИЩУ "ТОВАРНЫЙ ВАГОН"

1973 ЗЛЫЕ УЛИЦЫ

1974 АЛИСА ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ЖИВЕТ

1976 ТАКСИСТ

1977 НЬЮ ЙОРК, НЬЮ ЙОРК

1980 РАЗЪЯРЕННЫЙ БЫК

1985 ЦВЕТ ДЕНЕГ

1988 ПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА

1990 СВОИ РЕБЯТА

1992 МЫС СТРАХА

1993 ВЕК НЕВИННОСТИ

1995 КАЗИНО

1997 КУНДУН

Главный приз Каннского кинофестиваля за 1976 год

Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1986 год

Серебряный приз Венецианского кинофестиваля за 1990 год

 

 

СКОРСЕЗЕ (Scorsese) Мартин (р. 17. 11. 1942), американский режиссер, сценарист, актер. По происхождению итальянец. Его имя связано с «Новым Голливудом». Идеологи этого направления, Ф. Ф. Коппола, Д. Лукас, С. Спилберг, поставили целью, во-первых, преодолеть разрыв между фильмом и аудиторией и, во-вторых, ввести американское кино в контекст европейских эстетических поисков, обусловленных развитием французской «новой волны», авторского кино Ф. Феллини, М. Антониони, Л. Висконти. Скорсезе и стал тем режиссером, который последовательно развивал жанровую культуру «старого» Голливуда применительно к новейшим европейским веяниям. Поэтому его ранние ленты соединяют авторскую рефлексию, но утверждают и экспрессивную непосредственность, — сначала он отдается импровизации, а потом закрепляет и оттачивает найденное, так, что впечатление спонтанности только усиливается.

В этом направлении он работает в первый период своего творчества, — с конца 60-х годов, когда появляются его ранние опыты — «Кто стучится в дверь ко мне» (1969) и «Берта по прозвищу «товарный вагон» (1972), но очень скоро герой перестает быть только «вторым я» автора, — его взгляд уже не совпадает с точкой зрения камеры, мечущейся между неукрощенным порывом и академическим цитированием. Главные ленты Скорсезе этого времени, сделавшие его одной из крупнейших фигур современного кино, «Злые улицы» (1973), «Алиса здесь больше не живет» (1974) и, наконец, «Таксист» (Гран-При МКФ в Канне 1976 — это традиционные голливудские жанры: гангстерский фильм, фильм дороги, «черный фильм», где отчетливо чувствуется разрыв между предметом и темой. В «Злых улицах», картине во многом автобиографической, рассказывается о черных парнях, живущих в итальянском квартале Нью-Йорка. Являющиеся порождением свободы 60-х годов, они уже воплощены в жизнь и приелись, стали новым бытом, где ты либо респектабельный гангстер, либо. . . обычный держатель бара. Режиссер мастерски показывает водоворот уличной жизни, с непрерывными перестрелками, мордобоем, заемом и перезаемом денег, домашними заботами и прочим — как будто героям все время приходят на ум ситуации из гангстерских фильмов, но некогда принять позу: постоянно меняется мизансцена.

В фильме дороги «Алиса здесь больше не живет» дорога все время обрывается — героиня, внезапно потеряв мужа, пытается с маленьким сыном на руках воплотить мечту юности — стать певицей, — она ищет убежище, в том числе и в новой семье, а уж с призванием, как получится. Хэппи энд был горек, хотя режиссера и упрекали в уступках Голливуду. И только «Таксист», история бывшего военнослужащего Трэвиса Бакля (опять Де Ниро), который пошел после Вьетнама работать в такси, а потом решил бороться с преступной нечистью от имени правительства США, показала меру зрелости постановщика.

Завоевав европейскую известность, режиссер, вплоть до конца 80-х годов, с переменным успехом пробует вписаться в американские условия. Он снимает исторический мюзикл «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977), потом «Разъяренный бык» (1980), фильм-исследование человеческого одиночества и агрессии в ответ на него. Далее следует сатира на масс-медиа «Король комедии» (1982), оригинальная, но чуть суховатая «черная» комедия «После работы» (1985) и самая большая коммерческая удача — фильм «Цвет денег» (1986).

Все это время он обдумывает и наконец воплощает наиболее скандальную свою ленту «Последнее искушение Христа» (1988) по роману Никоса Казандзакиса), где вновь задается вопросом, уже мучившим героя «Злых улиц»: можно ли выбрать добро, но избежать жертвы? Для верующего католика Скорсезе была шоком обструкция, устроенная ему международной «общественностью». И в 90-е годы он начинает как бы пересматривать собственное творчество, превращаясь в холодного желчного наблюдателя, при том, что изображение достигает невероятной красоты, но из него изгоняется шероховатая грубость реальности. Из мира изымается религиозный вектор, и остается лишь страх наказания, как в «Своих ребятах» (1990), экранной версии документальной книги о гангстерах. А в «Мысе страха» (1992), римейке одноименной ленты Джека Ли Томпсона, режиссер блестяще соединяет атмосферу триллера с развенчанием традиционного морализма добропорядочных граждан, готовых ради наказания Зла идти на еще большее зло.

Наконец в «Веке невинности» (1993) (по роману Эдит Уортон) Скорсезе вообще уходит в стилизованное изображение светских ритуалов, заменивших для американцев 70-х годов прошлого века реальную жизнь. В 1995 вышел его фильм «Казино», посвященный игорному бизнесу в Лас-Вегасе. Спустя два года Скорсезе снял картину «Кундун».

Андрей Шемякин

 

 

Created by pOint studiO © 2000

музыка I синема I хроники I литера I шедевры

Hosted by uCoz