Раздел о далеко не массовом кино и о людях его творящих. Здесь вы не повстречаете ничего популярного, но, может быть, откроете для себя что-то новое, имена или фильмы, которые можно смотреть бесконечно много раз. Тим Бартон
CHRISTMAS/TIM BURTON'S THE NIGHTMARE BEFORE CHRISTMAS сюжет, по образам 1993 ЧЕЛОВЕК-ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ / BATMAN RETURNSпродюсер,
режиссер 1999 СПЯЩАЯ ДОЛИНА / SLEEPY HOLLOW режиссер |
|||
Знаете, когда я был ребенком, мои родители однажды заложили кирпичом окно в моей спальне. Я долго боялся спросить почему, но однажды все-таки решился. Оказывается, они сделали это, чтобы сохранить тепло в доме. И тогда я подумал: "Эй, мы ведь живем в Калифорнии, а не на Аляске!". Так что я спросил, но до сих пор не знаю ответа... " - Бартон мало говорит о своем детстве, а если и говорит, то невозможно понять, шутит он сейчас или нет. Тима Бартона многие недооценивают. Его называют по-разному: фантазер, "играющее дитя Голливуда" и даже "Джо Данте девяностых годов". Критики сюсюкают над его фильмами, стараясь убедить публику, что Битлджюс, Эдвард-Руки-Ножницы и Бэтмен - всего лишь сказочные персонажи, милые гости из детской комнаты. Исследователей его творчества сбивает с толку легкость, с которой он говорит о сложнейших вещах. Они принимают ее за легкомыслие и рассуждают о том, что, мол, Бартон сам и не подозревает, в какие философские глубины погружается, выстраивая декорации Готем-Сити. Лишь немногие проницательные критики обращают внимание на то, что в голливудском кино никто до Тима Бартона не изображал зло с такой страстью и очарованием, и это наводит на мысль - Бартон не простой солдат империалистической армии, не еще один Джо Данте или Барри Зонненфельд, а проклятый поэт и большой художник. В число "проницательных" входит и Стивен Спилберг. Он не любит Тима Бартона. Мало того, он его ненавидит. Всегда корректный и доброжелательный к коллегам Король Динозавров и Спаситель Рядового Райана бледнеет на глазах и теряет дар речи, когда ему приходится отвечать на вопросы, касающиеся Тима Бартона. В мультсериале Animaniacs, продюсируемом Спилбергом, по его настоянию введена фигура лохматого режиссера, непрерывно пересчитывающего пачки денег. Надо ли говорить, что карикатура несправедлива и неточна? Бартон гораздо меньше Спилберга озабочен кассовыми сборами и способен швырнуть деньги на заведомо убыточный проект - например, на экранизацию классической истории с привидениями The Legend of Sleeping Hollow Вашингтона Ирвинга. Некоторые находят простое и одновременно модное объяснение этой неприязни - латентная гомосексуальность Спилберга и его безответная влюбленность в Бартона. Но такие гипотезы ничего не объясняют, являясь лишь попытками уйти от ответа. Возможна другая разгадка - Спилберг с середины восьмидесятых собирает под свое крылышко талантливых молодых режиссеров для реализации собственных проектов, но Тим Бартон продемонстрировал Спилбергу известную фигуру из трех пальцев и предпочел ставить свои, а не спилберговские фильмы. Спилберг обиделся со всеми вытекающими отсюда последствиями и... Однако и такое объяснение очень уж примитивно. Гораздо больше мне нравится гипотеза о том, что Спилберг ненавидит в Бартоне самого себя - того, кем Спилберг мог бы стать, если бы не продал свой талант за мешок долларов. На пути героического конформизма Спилберг добился замечательных успехов и, видимо, уверился в правильности своего решения. И вдруг он сталкивается с дорогими, безумно красивыми и очень личными фильмами Тима Бартона, который не идет на уступки зрителю, напротив, делает в высшей степени авторское кино, и при этом все его фильмы становятся мегахитами. Ну как тут не позеленеть от злости? Знаменитый шедевр немецкого экспрессионизма' 'Кабинет доктора Калигари", любимый фильм Тима Бартона, начинается титром "Городок, где я родился...", после чего на экране возникает дико намалеванное скопище кривых домишек, лезущих по склону горы прямо на зрителя. Иногда кажется, что Тим Бартон родился именно там, на родине смешных и жутких сказок, где монстры неотличимы от героев. "Я не любил читать, поэтому фильмы про монстров стали мои-ми детскими сказками", - вспоминает Бартон. Но городок, в котором родился автор "Битлджюса", совсем не похож на фильмы ужасов. Это Бербэнк, штат Калифорния, где располагаются крупнейшие анимационные студии Америки. Маленький Тим еще в раннем детстве был травмирован образами Тома, Джерри и песика Друппи, в дошкольном возрасте он стал рисовать комиксы, за что, и получил стипендию студии Уолта Диснея для обучения на отделении анимации Калифорнийского Института Искусств. Он совместил учебу с работой и уже в возрасте 22 лет прогремел кукольным мультфильмом "Винсент ", который поставил по своей собственной короткой поэме о мальчике Винсенте, обожающем фильмы ужасов Роджера Кормана и путающим себя с актером Винсентом Прайсом. Сразу после "Винсента" Тим Бартон сделал несколько коротких фильмов в анимационной и игровой технике. Один из этих фильмов, Frankenweenie, пародирующий "Франкенштейна", был тут же запрещен Цензурным Комитетом США. Первый же полнометражный фильм Бартона, Pee-Wee'sBig Adventure ("Большое приключение Коротышки") стал коммерческим хитом 1985 го-да, но вылетел из проката уже на следующий год: Пи-Ви Херман, исполнивший главную роль, мастурбировал в кинотеатре и за это высокоинтеллектуальное занятие попал в "черный список". "Большое приключение Коротышки" - веселая и злая сказка об инфантильном карикатуристе Пи-Ви, живущем в розовом пластмассовом домике посреди зеленой резиновой лужайки. В погоне за украденным велосипедом Пи-Ви пересекает страну, разрушая все на своем пути, и каждый раз оказывается, что за блестящими фасадами Америки скрыта пустота. Спустя три года Бартон вернулся на большой экран с мистико-декадентской сатирической комедией "Битлдмюс". Парочка типичных яппи-восьмидесятников погибает в автокатастрофе и возвращается в свой дом уже в виде призраков. Элементы фильмов ужасов переплетались с эпизодами в стиле типичных семейных мыльных опер. Безумное привидение-анархист Битлджюс в полосатом костюме терроризировал и призраков, и живых, но финал оказывался неожиданно благополучным. На волне успеха были запущены два проекта одновременно: телевизионный сериал о приключениях Битлджтоса и экранизация комиксов с Бэтменом, Человеком-Летучей Мышью. В шестидесятые-семидесятые годы Бэтмен уже появлялся на экранах в качестве благородного и бесстрашного сверх героя в сером трико и полумаске, этакий "Зорро большого города". Его всегда сопровождал мальчик Робин в цветастой курточке и тоже в полумаске. Бэтмен и Робин излучали оптимизм и сверкали фирменными американскими улыбками. Но в восьмидесятых годах Фрэнк Миллер выпустил комикс "Возвращение Темного Рыцаря", в котором Бэтмен предстал старым, одиноким, усталым монстром, психопатом, поддерживающим тонус не-прерывными убийствами и нуждающимся в преступниках для оправдания своей тяги к насилию. Бартон не использовал идеи Мил-лера, но изменения в образе Бэтмена показали, что "Возвращение Темного Рыцаря" было прочитано очень внимательно. Тим Бартон оставил Бэтмену молодость, заковав его в фетишистские доспехи из латекса и лишив его малейших признаков добрых чувств. Этот герой противостоит чудовищным Джокеру, Пингвину и Женщине-Кошке не из-за любви к людям или из чувства справедливости, а просто потому, что любит порядок. Монстры фильмов "Бэтмен" и "Бэтмен возвращает-ся " воплощают стихию хаоса и игры, но Бэтмен не любит играть и шуток не понимает. Порядок против игры. Система против одино-ких бунтарей. Когда в финале картины "Бэтмен возвращается" умирает Пингвин и сотни осиротевших смешных птиц сходятся к его телу, на глаза наворачиваются слезы и испытываешь что-то вроде ненависти к вечному победителю, безликому Бэтмену. "Мне кажется, что монстров называют плохими незаслуженно. Они могут быть гораздо более искренними и открытыми, чем некоторые человеческие персонажи ", - так отзывается о своих мрачных героях Бартон. После этого фильма Бартону сулили головокружительные суммы за продолжение цикла, но он решительно отверг все предложения: "Я уже высказался на эту тему. Зачем же повторяться?" Но, поскольку дизайн его фильмов должен был использоваться для следующих фильмов "бэтменианы", он согласился стать продюсером и порекомендовал на роль режиссера Джоэля Шумахера "Не знаю, за что именно примусь завтра. Я просто делаю фильмы, а потом смотрю, что происходит. Мне никогда не удавалось предугадать, что понравится зрителю, а что - нет ", - говорит Бартон. В промежутке между "Бэтменами" он успел снять "Эдварда-Руки-Ножницы" с Джонни Деппом и Винсентом Прайсом. "Джонни - актер, с которым здорово работать, он всегда готов меняться. За это я его люблю. Мне нравятся хамелеоны", - поясняет причины своей в буквальном смысле борьбы с продюсерами за Деппа Тим Бартон. Мрачная история искусственного человека с лезвиями вместо пальцев была рассказана с такой добротой, что ее до сих пор крутят на Рождество, не замечая пессимизма автора. Этим фильмом от-крылся своеобразный цикл "рождественских сказок" Тима Бартона (анимационные "Кошмар перед Рождеством" и "Джим, и гигантский персик"), вместо утешения и умиления порождающих смутное чувство тревоги. "Часто то, что кажется мне смешным, не ка-жется таковым для окружающих, или наоборот, то, что я нахожу страшным, не раздражает никого вокруг", - Тим Бартон считает, что у него, возможно, есть какой-то сбой в системе оценки - что правильно и что нет: "Вот пример - в "Лощине" есть момент, когда Всадник без головы действительно появляется, без головы. По-моему, это здорово и в определенном смысле смешно. Для меня - нет никакой проблемы в том, чтобы показывать этот фильм детям. Но публике почему-то кажется, что без головы персонаж становится страшнее". Другая линия творчества Бартона открылась квазидокументальной биографией Эда Вуда младшего, "самого плохого режиссера в истории кино". Этот обманчиво очаровательный байоптик породил моду на фиктивные жизнеописания странных кинорежиссеров. В прошлом году мы были обрадованы "Богами и монстрами" о Джеймсе Вэйле, создателе "Невесты Франкенштейна", в этом сезоне выйдет "Тень Вампира" о гениальном Мурнау и его постановке одного из первых фильмов ужасов "Носферату", а в планах студий уже стоит проект экранизации биографии Тэда Броунинга, "Эдгара По черно-белого экрана". Следующий фильм Тима Бартона, "Марс атакует!", известен всем и, в сущности, коммен-тирует "Эда Вуда ". Материализуя убогие фантазмы читателей дешевых комиксов. "Я из по-коления, воспитанного на телевидении. Поэтому вряд ли обладаю хорошим вкусом. Мы все идем на поводу у своего детства, и я только тешу себя надеждой, что мне удается превратить дурной вкус в хороший", -предваряет упреки Бартон. Неправдоподобно дурной вкус фильма "Марс атакует!" не случайность и не промах, а режиссерский умысел. Бартон ответил "марсианской атакой" на волну новейших катастрофически плохих империалистических блокбастеров типа "Дня Независимости". Новая картина Тима Бартона, "Сонная Лощина ", пожалуй, примыкает к циклу рождественских сказок. Наш герой честно экранизировал "страшную" новеллу основателя американской литературы, старого плагиатора Вашингтона Ирвинга. То, что может показаться иронией Бартона, на самом деле точное следова-ние духу первоисточника. Это первый фильм Тима Бартона, который почти провалился в прокате, но разве от этого он становится хуже? Джонни Депп играет почти хорошо, Кристина Ричи великолепна, а дизайн, как всегда, создавался по эскизам самого режиссера. Можно не сомневаться, что "Сонная Лощина" породит моду и станет культовой, как это было с большинством "великих больных фильмов", киношедевров "с изъяном". "Я смотрю сразу с нескольких точек зрения. Публика не знает, что ей думать, как принять все это. Когда я делал "Сонную лощину", я думал о фильме, как о мультике. И делал его так же. " До сих пор Тима Бартона любили все, но прошли те времена. Наконец-то мы, зрители, пройдем селекцию и разделимся на два лагеря. На тех, кто выйдет из зала, не-доуменно передернув плечами, и тех, кто сно-ва и снова будет возвращаться к фильмам одного из самых удивительных режиссеров рубежа веков.
|
Created by pOint studiO © 2000 |